Андэст

Главная Электрические сети Уголь застрял на полпути

Уголь застрял на полпути

E-mail Печать PDF



Подготовка к очередному отопительному сезону споткнулась о заторы на железнодорожных путях.

По мнению компетентных лиц, ситуация требует как проверки готовности энергостанций к приему угля, так и принятия поправок в процесс реформирования перевозчика № 1 – ОАО «РЖД».

В противном случае у регионов могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с подготовкой к зиме, а у угледобывающих компаний – сложности с исполнением обязательств.



Энергетиков обвиняют в заторах

Руководство Свердловской железной дороги обвиняет ОАО «ОГК-2» и ОАО «ТГК-9» в простаивании вагонов с углем. Энергокомпании, в свою очередь, отрицают наличие «вагонных» проблем и упреков со стороны поставщиков. Что до региональных властей, то они признают реальность проблемы, связывая ее с издержками подготовки энергокомпаний к отопительному сезону.

Тему простоя вагонов и последствий этого явления для железнодорожников и грузоотправителей поднял первый заместитель начальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин на видеоселекторном совещании ОАО «РЖД». По его словам, на некоторых станциях простой вагонов перед разгрузкой топлива превышает нормы в два-три раза. К примеру, уголь, предназначенный для Серовской ГРЭС (ОГК-2), простоял на подъездных путях 26 часов при норме отгрузки 9,33 часа. Уголь, отправленный в адрес Нижнетуринской ГРЭС (ТГК-9), ждал на путях 33,9 часа вместо положенных 13,9 часа.

Одна из причин проблем с доставкой угля – издержки подготовки к отопительному сезону, считает господин Фомин.

– В августе 2011 года в адрес указанных предприятий прибыло 1,36 миллиона тонн угля, что выше 2010 года на 12 тысяч тонн, – поясняет он. – На предприятия большой энергетики завезено 11,2 миллиона тонн угля. Фактические запасы угля на ТЭЦ, ГРЭС в настоящее время сформированы на уровне 272 процентов. Необходимые запасы угля обеспечены и на жилищно-коммунальных предприятиях регионов.

Аналогичной позиции придерживаются областные власти.

– Ситуация с простоем – издержки подготовки к отопительному сезону: все энергокомпании в 2011 году поставили топливо с превышением графика, – считает начальник отдела топливно-энергетического комплекса министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Соколов. По его словам, норматив запаса угля по всем электростанциям Свердловской области составляет 960 тысяч тонн, при этом к началу сентября на складах станций запасено 2,5 миллиона тонн.



Кузбасс просит о помощи

Заторы на железнодорожных путях возникли и в Кемеровской области – главном угледобывающем регионе России. Как сообщает пресс-служба областной администрации, к концу августа-2011 на складах угледобывающих предприятий скопилось свыше 13 миллионов тонн угля, что превышает нормативы больше чем вдвое.

При этом стоит учитывать, что 90 процентов добываемого в Кузбассе угля доставляется потребителям именно железнодорожным транспортом. Некоторые компании региона снижают объемы добычи угля из‑за невозможности отгрузить продукцию потребителям. Проблему дефицита полувагонов в Кузбассе пытаются решить путем создания альтернативных предприятий по ремонту и строительству вагонов. Кроме того, кузбасские компании вкладывают средства в развитие собственного железнодорожного транспорта.

По мнению ряда экспертов и администрации Кемеровской области, угольные заторы связаны с реформированием ОАО «РЖД» и с передачей вагонного парка частным операторам – «дочкам» РЖД. Сегодня на территории Кузбасса работает около двухсот операторов, каждый из которых выставляет свои условии оплаты и перевозки.

Эти тенденции привели к нерациональному использованию вагонов, увеличению времени их простоя и критической ситуации с промышленными перевозками на наиболее востребованных направлениях. К тому же транспортная инфраструктура не рассчитана на использование различными перевозчиками: из‑за отсутствия у «частников» парка отстоя вагонов вагоны базируются на путях железнодорожных станций. По мнению кузбасского губернатора Амана Тулеева, управление вагонами «должно быть сосредоточено в одних руках».



Любителям поднимать цены пригрозили проверками

О необходимости корректировки нормативной базы говорит и руководство РЖД. В частности, речь идет о прописанной в законе обязанности операторов предоставлять грузовые вагоны по обращению перевозчика и грузоотправителя.

– Раньше существовала целая система регулирования порожняка: по регулировочным заданиям он отправлялся с тех дорог, где был в избытке, к местам, где наблюдался его дефицит, – напоминает первый заместитель начальника дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов. – Но сегодня нет рычагов управления порожними вагонами, ими командуют собственники. Из‑за отсутствия законодательной базы мы не в состоянии влиять на этот процесс, растут порожний пробег и встречные потоки.

Что до коммерческих операторов, поднимающих в горячий сезон цены на аренду вагонов на 50‑60 процентов, то замминистра энергетики Андрей Шишкин уже пообещал взять их на карандаш:

– Предупреждаю, что буду жаловаться в ФАС, ОБЭП, МВД, чтобы проверяли хозяйственную деятельность компаний, увеличивающих цены на перевозки, – заявил он.

Ольга МАРИНИЧЕВА

 
|