Андэст

Главная Электрические сети Таможенный союз: кто в выигрыше?

Таможенный союз: кто в выигрыше?

E-mail Печать PDF



Уже более трех месяцев, начиная с 1 января 2012 года, Россия, Белоруссия и Казахстан живут в формате Единого экономического пространства, интеграционного проекта Таможенного союза трех государств. Мы попытались выяснить, как это повлияло на энергетику наших стран.

По сути, речь идет о создании общего рынка со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, гармонизацией правовых норм, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики.

Уже известно, что российские нефтедобывающие компании проявляют интерес к белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям, так как высокодоходные нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии традиционно отличаются высоким процентом переработки сырья. Теоретически такие сделки вполне возможны, поскольку благодаря пакету соглашений о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанному в декабре минувшего года, российские и белорусские компании получили одинаковые права на доступ к российской нефти и продуктам ее переработки. Так считает советник по экономическим вопросам посольства России в Белоруссии Виктор Балашов, добавляя, что информация о потенциальных крупных инвестиционных сделках между юрлицами двух стран в данный момент отсутствует и что конкретные шаги будут зависеть от политической ситуации и условий, созданных на территории ЕЭП.

Об интересе к приватизации НПЗ Белоруссии заявил и Казахстан, которому нравится идея «продавать белорусские нефтепродукты по хорошей цене и с хорошим качеством на Западе». Впрочем, как сообщил посол Казахстана в Минске Ергали Булегенов, перспектива участия Казахстана в приватизации белорусских нефтеперерабатывающих предприятий, в поставках нефти на белорусские НПЗ и дальнейших ее поставках в страны Европы «требует тщательного изучения и должна прорабатываться как в двустороннем, так и в трехстороннем формате с участием России».

Как бы то ни было, в настоящее время именно Белоруссия оказывается в наибольшем выигрыше от создания единого экономического пространства. К такому выводу пришел Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, подчеркивающий, что наиболее существенным плюсом для экономики республики, достигнутым в рамках интеграции, являются соглашения по беспошлинным поставкам нефти из России. Именно эти договоренности позволили добиться снижения отрицательного сальдо внешней торговли в 2011 году, считают эксперты, – ведь значительную часть белорусского экспорта составляют именно нефтепродукты. Положительный эффект углеводородных соглашений подчеркивает и первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, напоминающий о том, что соглашения, подписанные между Россией и Белоруссией в нефтяной и газовой сферах, а также трехсторонние соглашения в рамках ЕЭП позволяют Белоруссии импортировать нефть и газ беспошлинно неограниченный срок.

Кроме того, эти же соглашения позволяют импортировать энергоносители без квот, пошлин и регулируют вопросы в сфере поставок и транзита энергоносителей. Вместе с тем, задачей номер один для экономики Белоруссии становится переход к эффективному использованию энергоносителей, так как, по мнению господина Семашко, сохранение льготного режима со стороны РФ не будет длиться долго.

– Россия не будет вечно нас льготировать, поскольку она этого просто не выдержит, и к 2015 году Белоруссия и Россия должны выйти на равнодоходные цены на газ, – добавляет он.

Еще одна насущная задача, одинаково важная для всех трех государств, – это гармонизация технических регламентов. За время своего существования, сообщает председатель Госкомитета по стандартизации Белоруссии Виктор Назаренко, Евразийская комиссия (в недавнем прошлом – Комиссия Таможенного союза) утвердила двадцать четыре техрегламента, в том числе семь документов, которые вступят в силу в 2012 году. «На подходе» – еще около двадцати регламентов. Одобренные к настоящему времени техрегламенты охватывают почти 80 процентов продукции потребительского рынка. В их числе – «железнодорожные» регламенты, регламенты, прописывающие требования к бензинам, дизельному топливу и мазутам, а также регламенты, касающиеся безопасности лифтов и низковольтного оборудования.

Проблемой для входа на рынки государств – участников Таможенного союза являются и законодательные ограничения, касающиеся сдерживания конкуренции и ограничивающие приход зарубежных компаний в стратегически важные отрасли. К примеру, в соответствии с законом «О недрах» Республики Казахстан поставщик продукции для нужд ТЭКа должен быть включен правительством в специальный реестр. При этом обязательным условиям включения в реестр для иностранного поставщика является наличие так называемой доли казахстанского содержания в товарах.

– Это значит, что производитель должен как минимум облагородить трубу на территории Казахстана: сделать резьбу, привинтить муфту, – поясняет Александр Дейнеко, директор Фонда развития трубной промышленности. – Соответственно, чтобы продвигаться на местный рынок, нужно создавать здесь соответствующие предприятия.

Ольга МАРИНИЧЕВА