Андэст

Главная Электрические сети Электроэнергетика: о регулировании цен и тарифов

Электроэнергетика: о регулировании цен и тарифов

E-mail Печать PDF



Вопросы совершенствования законодательного и нормативного регулирования цен и тарифов на электроэнергию нашли свое отражение в публикации «Законодатели против роста цен» («ЭПР» № 7 (195)).

Своей точкой зрения на состояние дел в энергетике и способами решения имеющихся проблем в ней поделился первый заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике Василий Тарасюк.

Отрадно стремление законодателей остановить рост цен на электроэнергию. Однако их «души прекрасные порывы» остаются и, похоже, останутся на бумаге, а не в реальной жизни. Ведь сейчас тарифы на электроэнергию растут, образно говоря, не по дням, а по часам. Поэтому в борьбе за снижение цен не следует создавать себе лишние трудности, а потом героически их преодолевать.

Спрашивается, для чего нужен единый унифицированный нормативно-правовой акт – Энергетический кодекс России?! Ведь его придется постоянно корректировать, тратя на это не только время, но и средства. А коэффициент полезного действия его сомнителен. На цено­образование, как и на реформы электроэнергетики, уже затрачены астрономические средства, а результат пока сводится лишь к ежегодному повышению тарифов. Потребляемая мощность электроэнергии, которая характеризует экономическое развитие государства, далека от спрогнозированных в дорогостоящих десятилетних разработках РАО «ЕЭС России».

Тарифы на электроэнергию утверждало государство. Однако с 1 января 2007 года в хозяйство страны (кроме сектора жилья) начала постепенно внедряться система либерализации, то есть оплата части потребленной электроэнергии потребителями по либерализованным ценам (тарифам), а не по государственным.

С 1 января 2011 года настала стопроцентная либерализация, в результате на крупных промышленных предприятиях тариф в 2011 году возрос к 2010 году на 40‑50 процентов, а в торговых комплексах – до 60 процентов. Отсюда по цепной реакции и рост цен, причем вынужденный и аргументированный. Интересно, что инфляция в 2010 году составила 9,4 процента.

В петербургском метро, которое ежедневно перевозит около 2,5 миллиона человек, тариф возрос на 30 процентов (превышение уровня инфляции в 3,19 раза). Во всемирно известном Государственном Эрмитаже такое превышение еще больше – в 4,85 раза.

Отсюда следует необходимость отменить либерализацию тарифов на электроэнергию, исключить планируемую либерализацию тарифов в ЖКХ, намеченную на 1 января 2014 года. Тарифы на электроэнергию нельзя пускать в плавание без руля и ветрил. Они должны регулироваться государством.

Следует подчеркнуть, что косвенным дополнением к тарифам на электроэнергию является плата за техническое присоединение (технологическое присоединение к источникам или сетям электропитания). Она появилась в период реформирования электроэнергетики в 1998‑2008 годах. В советское время такая плата отсутствовала. Правда, «Ленэнерго» в 1990‑х годах попыталось ее ввести. Началось с 6, затем 60, потом 217 и т. д. рублей за 1 кВт присоединенной мощности. Результат – отмена этого побора через суд.

На XI Петербургском международном экономическом форуме в 2007 году руководитель РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс по поводу его отношения к взиманию этой платы отметил ее необходимость для развития электроэнергетики и недопущение ее дефицита для нужд экономического развития России. Таким образом, в дальнейшем необходимость в оплате присоединенной мощности постепенно должна отпадать. Однако на сегодняшний день она по‑прежнему существует и довольно значительна. Правда, в последние несколько лет при заявленной мощности до 15 кВт плата существенно уменьшилась: теперь благодаря вмешательству Владимира Путина она составляет 550 рублей за 1 кВт.

На основании расчетов РАО «ЕЭС России» правительство издало решение от 30 февраля 2006 года, которое предусматривало рост электропотребления на ближайшие годы, например: в 2006 году – 981, в 2008‑м – 1082, а в 2009 году лишь 1133 миллиарда кВт-ч.

По этой концепции в 2008 году в России должен был быть превышен уровень максимального электропотребления 1990 года, который равнялся 1074 миллиардам кВт-ч. Однако реальность оказалась другой: электропотребление 2008 года составило 1023, а в 2009 году лишь 977 миллиардов кВт-ч.

Один из вопросов к закону 261‑ФЗ «Об энергосбережении…» касается энергетических обследований и паспортов. Замечу, что это косвенно и завуалированно сказывается на росте цен, а не на их снижении.

Особо подчеркиваю, что внедрение энергоаудита в обязательном порядке во всей жилищной сфере – грубейшая ошибка. Затраты будут велики, а польза ничтожна.

Паспортом любого здания является его рабочий проект, а идея энергетического паспорта зародилась еще лет 15 тому назад, хотя противников создания такого паспорта было немало.

Вместе с тем, учитывая экономические особенности ЖКХ, правительство перенесло вопрос о росте платежей за коммунальные услуги с 1 января на 1 июля 2012 года (по указанию Владимира Путина). При этом среднегодовой темп этого роста в 2018 году не должен превышать уровень инфляции. Логичное, актуальное, простое оперативное решение. В праздник Нового года следует вводить только понижающие тарифы. Пока это нереально, но кто знает, как будет дальше.

Ефим ЛЕСМАН, инженер-энергетик

 
|