Андэст

Главная Электрические сети Об экономически обоснованном нормировании надежности и качества электроснабжения

Об экономически обоснованном нормировании надежности и качества электроснабжения

E-mail Печать PDF



В соответствии с Федеральным законом об энергетике одним из показателей энергоэффективности служит показатель надежности электроснабжения. Он характеризуется снижением доли ущерба от перерывов электроснабжения в валовом внутреннем продукте.

Надежность электроснабжения, в свою очередь, зависит от системной надежности, то есть от надежности поставки электроэнергии в пункты питания распределительных электрических сетей, надежности распределительных электрических сетей общего пользования, а также надежности схем электроснабжения конкретных потребителей. Это требует выстраивания системы технических и экономических взаимоотношений «по надежности» между субъектами рынка электроэнергии с конкретизацией требований и ответственности за их выполнение.

Для этого нужны корректные технические методы расчета надежности, которые позволяют автоматизированно рассчитывать интегральные показатели уровня надежности электрической сети в энергетических узлах, технико-экономически обосновывать уровень надежности электроснабжения, требуемый на перспективу.

Энергетическая стратегия России до 2030 года, утвержденная правительством, ставит задачу повысить вероятность бездефицитной работы энергосистем с P = 0,996 до 0,9997 и приблизить этот показатель к зарубежным нормативам надежности бездефицитного электроснабжения (США – 0,9997, Франция – 0,9997, Нидерланды – 0,9995, Ирландия – 0,9991, Скандинавские страны – 0,999).

Фактически современный уровень надежности ряда энергообъединений России находится в диапазоне 0,95‑0,97, что ниже норматива – 0,996. Поэтому переход на норматив надежности даже в отдаленной перспективе потребует исключительно высоких капиталовложений в повышение надежности всех компонентов электроэнергетической системы (генерирующих мощностей, магистральных и распределительных электрических сетей, инвестиций в обеспечение устройств противоаварийной автоматики), а также технологических схем электроснабжения потребителей. Для достижения указанного показателя удельные инвестиции в повышение надежности необходимо увеличить с 3,95 до 9,3 миллиона рублей на мегаватт нагрузки.

Оценочные расчеты индексов надежности субъектов российской энергетики до границ балансовой принадлежности (ГБП) электрических сетей потребителей показали, что интегральный индекс надежности на ГБП субъектов энергетики в различных регионах России в пределах 0,95‑0,97 обусловливает при вероятных расчетных отключениях электрической сети ущерб потребителям в 600‑800 миллиардов рублей в год (до 1 процента от ВВП страны).

ЗАО ПФК «СКАФ» провело работу по оптимизации надежности электрических сетей ОАО «Ленэнерго». Исследование показало, что от ненадежности электроснабжения потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области регион ежегодно теряет около 4 миллиардов рублей, а капиталовложения в повышение надежности сетей окупаются менее чем за 0,35 года, что свидетельствует о высокой эффективности инвестиций в надежность.

С учетом вышеизложенного, для обеспечения энергобезопасности и повышения надежности электроснабжения необходимы:
1) систематическая оценка (один раз в три-пять лет) уровня надежности электроснабжения по регионам;
2) обоснование и расчет оптимального (экономически обоснованного) нормативного уровня надежности электроэнергетики регионов (оптимальным является уровень, при котором вложения в усиление надежности электроэнергетики не выше расчетного ущерба от недоотпуска электроэнергии потребителям);
3) разработка технических мероприятий и их учет в инвестиционных программах (в том числе для целей тарифного регулирования) по обеспечению нормативного уровня надежности электроэнергетики (по регионам) и последующий мониторинг мероприятий по достижению и поддержанию экономически обоснованного оптимального уровня надежности электроснабжения.

Методические указания Минэнерго России по расчету уровня надежности и качества менеджмента (не качества электроэнергии как товара) территориальных сетевых организаций не могут применяться для комплексной оценки технического уровня надежности сетей. Методические указания не учитывают экономические потери от ненадежности электроснабжения или от отклонения качества электроэнергии от стандартов.

Надежность электроснабжения не может быть абсолютной и должна рассматриваться как конечный комплексный ресурс. Технологические требования потребителей по обеспечению того или иного уровня надежности электроснабжения формируют спрос на надежность. При этом потребители сами должны выбирать необходимый уровень надежности из предоставляемого «меню» с соответствующей стоимостью ее обеспечения. Однако при питании из одной точки потребителей с различными требованиями к надежности удовлетворение этих требований будет осуществляться по наиболее высокому уровню надежности. Во избежание излишнего финансирования инвестиции в схемы электроснабжения потребителей с меньшим требуемым уровнем надежности и тарифы на электроэнергию должны быть дифференцированы в соответствии с требованиями потребителей к надежности, при сохранении суммы платежей для всей совокупности потребителей подстанции.

Дифференцированная цена на электроэнергию, системно учитывающая обеспечиваемый уровень надежности и включающая как затраты, связанные с повышением надежности электроснабжения, так и экономический эффект у потребителя (снижение ущерба), является наиболее простым и эффективным инструментом управления надежностью. При этом электроснабжающая система, гарантирующая потребителям экономически обоснованный уровень надежности, в случае его нарушения должна быть подвергнута экономическим санкциям. В 2006 году ЗАО ПФК «СКАФ» разработало для Федеральной службы по тарифам методику оценки тарифов в электроэнергетике с учетом надежности электроснабжения, которая позволяет нормировать системную и электросетевую надежность и оценивать ущерб от ненадежного электроснабжения, а также определять экономически обоснованные вложения в повышение надежности электроснабжения.

Существующая нормативно-правовая база не позволяет в полной мере дать экономическую оценку надежности электроснабжения и качества электроэнергии, поставляемой потребителям. Поэтому требуются соответствующие исследования. Необходимо также оценить экономический ущерб от несоблюдения стандартов качества и надежности электроснабжения и подготовить соответствующие технико-экономические предложения в нормативную базу для их учета в тарифах. Кроме того, должны быть разработаны соответствующие программные продукты, автоматизирующие расчеты необходимых показателей. Вместе с этим, необходимо актуализировать базы данных по повреждаемости элементов электрических сетей, по ущербам от недоотпуска электроэнергии потребителям и от несоответствия качества электроэнергии стандартам ГОСТ, которые были разработаны еще в советский период.

Учитывая установленный правительством РФ на 2013‑2015 годы целевой показатель бездефицитной работы энергосистем России на уровне 0,999, который необходимо выполнять, а также проведение зимней Олимпиады в 2014 году в Сочи, где строительство и техперевооружение электроэнергетики ведутся различными ведомствами, весьма актуальным является выполнение работ по «Оптимизации надежности электрических сетей 110‑35‑10 (6) кВ ОАО «Кубаньэнерго» (включая Сочинский энергоузел) на период 2012‑2015 годов с учетом надежности электрических сетей 220‑500 кВ ОЭС Юга и качества электроснабжения потребителей согласно ГОСТ 13109‑97». Работа имеет системный и инновационный характер, ее результаты могут применяться в других регионах России.

Сергей ШИМКО, генеральный директор ЗАО ПФК «СКАФ» д. э. н. Валерий ОВСЕЙЧУК, главный эксперт ЗАО ПФК «СКАФ»

ЗАО ПФК «СКАФ»
Тел. 8 (499) 124‑40‑28
www.escoskaf.ru

 
|