Андэст

Главная Электрические сети Как разрубить гордиев узел российской теплоэнергетики

Как разрубить гордиев узел российской теплоэнергетики

E-mail Печать PDF



Российский теплоэнергетический комплекс оказался в тупике: с одной стороны, налицо высокая изношенность основных фондов, с другой – отсутствие инструментов, позволяющих привлекать необходимые инвестиции, а также дефекты механизма, позволяющего взыскивать начисления прежних лет.

По мнению директора Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» Сергея Попова, ситуация неразрешима без прямого государственного вмешательства, предполагающего, в частности, либо установление экономически обоснованного тарифа (который приведет к росту цен на тепло и горячую воду), либо государственные инвестиции в инфраструктурные проекты.

– На сегодняшний день Саратовский филиал ОАО «Волжская ТГК» как в капле воды отражает картину дел в генерации и сетях многих российских городов. Общее состояние оборудования котельных, сетей, которые мы приняли в эксплуатацию от муниципалитета, характеризуется крайней изношенностью – более 75 процентов. Это имущество требует перевооружения и реконструкции. Однако источника для этого нет ни у нас, поскольку имущество находится в безвозмездном пользовании и амортизация в тариф не закладывается, ни у города как его владельца.

Тенденция последних нескольких лет говорит о динамике ухудшения положения. Если в 2008 году у нас было чуть более 960 повреждений на сетях, то в 2011 году – более 1300. Если потери в 2008 году были зарегистрированы на уровне 701,3 Гкал, то по прошлому году они превысили 1,108 миллиона Гкал. При этом физический износ имущества происходит на фоне зарегулированности рынка. На протяжении последних нескольких лет рост тарифов на топливо (газ) значительно превышает рост тарифов на тепло. Все это не может не сказаться на экономическом положении теплогенерирующих компаний. Результат деятельности Саратовского филиала за последние три года значительно ухудшился и сейчас находится на грани отрицательной EBITDА, хотя еще в 2010 году она была порядка 500 миллионов рублей. Именно поэтому планировать какие‑то масштабные проекты по реконструкции мы не можем, источников для этого нет.

– Как сложилась эта тревожная ситуация?

– Если оценивать в целом ситуацию по отрасли, то на сегодняшний день защита интересов инфраструктурных компаний не является приоритетом для государства. Почему мы делаем такие выводы? Первое, как уже говорилось, опережающий рост тарифов на газ. Второе – на фоне несбалансированности тарифов нет механизма защиты интересов производителей тепла (а значит – защиты долговременных интересов самих потребителей). С изменением правил начислений платы за поставленные ресурсы компании столкнулись с тем, что ранее законный метод балансового начисления стал вне закона и мы проигрываем в судах сотни миллионов рублей за начисления прошлых лет.

Еще одна сторона – это коммерческие потери в результате недобросовестности потребителей. Закон позволяет потребителю оплачивать услуги либо по счетчикам, либо по нормативам. В результате мы имеем картину: во время пиковых нагрузок и потребления люди отказываются платить по счетчику (им это не выгодно), а платят по нормативу, потому что норматив занижен, он не стимулирует пользоваться счетчиком. Все это приводит к тому, что компании фактически не имеют источника для перевооружения и модернизации, чтобы гарантировать тому же потребителю надежность и эффективность теплоснабжения в долгосрочной перспективе. В целом этот разрыв не позволяет обеспечить долгосрочность и жизнеспособность всей системы централизованного теплоснабжения.

– Так что же делать, чтобы вывести теплоэнергетику из кризиса?

– Выход из сложившейся ситуации только один – необходимо комплексно подойти к разрешению ситуации в теплоэнергетике, и без государственного участия отрасли уже не обойтись.

Я вижу здесь два пути. Первый – наведение порядка в законодательстве, которое регулирует взаимоотношения поставщика и потребителя, и здесь необходимо защитить интересы потребителей в долгосрочной перспективе.

Второй – инвестиции. Здесь тоже два пути: либо балансирование тарифов, установление экономически обоснованных тарифов, что, в конечном счете, приведет к росту цен на тепло и ГВС, либо прямые государственные инвестиции в инфраструктурные проекты модернизации, подобные которым мы наблюдали последние десять лет в других отраслях – образовании, здравоохранении и так далее.

В России наступило время, когда без крупномасштабных инвестиций отрасли уже не обойтись. Только инвестиции позволят вывести из эксплуатации на станциях неэкономичное, морально устаревшее и выработавшее свой ресурс паросиловое оборудование и вводить парогазовый цикл, реконструировать котельные, сети. Все это в перспективе будет способствовать стабилизации тарифов на тепло и ГВС и гарантировать надежное и эффективное теплоснабжение всем потребителям.

Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

 
|